Ее духовным наставником в течение многих десятилетий был епископ Мефодий (Кульман) (1902-1974), настоятель храма Христа Спасителя в Аньере под Парижем и возобновитель русского паломничества на Святую Землю из зарубежья в начале 50-х годов. Трудами епископа Мефодия и участников его ежегодных паломничеств в течение двух десятилетий поддерживались русские обители на Святой Земле. Но если владыка Мефодий был вдохновителем, то реальным организатором этих паломничеств была в течение четверти века Елена Ивановна Слезкина, принявшая в те годы тайный постриг. С ее же участием издавался известный многим в свое время журнал «Вечное».В 1988 году, после смерти матери, монахиня Ольга поступила в Покровский монастырь в Бургундии, в Бюсси, игуменьей которого стала в 1992 г. В годы ее игуменства был прославлен в лике святых протоиерей Алексий Южинский, мощи которого почивают в монастыре, возведен новый большой храм обители, умножилось число сестер и паломников.По милости Божией мне довелось неоднократно общаться с матушкой Ольгой. И могу сказать, что к ней очень подходят слова, сказанные ею о своем духовном отце, епископе Мефодии: «Владыка Мефодий молился, он был большой молитвенник. Говорят, он очень хороший администратор. Он был главное — монах, он главное был — молитвенник. И любящий молитвенник. Понимаете, он любил людей. Вот его, я бы сказала, самое главное качество, что он подходил к каждому человеку особенно, как будто он один для него. Это редко бывает. И это у него осталось навсегда. В паломничестве говорили: как он все организовал! А я говорю: как он подходил к каждому паломнику! Все узнавал — у кого беда какая, радость, как они живут… А администрация — да, все это было. Но на первом месте у него была душа человека».Ниже предлагается интервью матушки Ольги, данное ею в монастыре в Бюсси в 2008 г., к 35-летию со дня кончины епископа Мефодия, и опубликованное в небольшой книге «К истории паломничеств в Святую Землю из Русского зарубежья в 50-70-х годах XX века» (Москва, 2009).Диакон Александр Занемонец (Иерусалим).Беседа с игуменьей Ольгой (Слезкиной) .— Матушка Ольга, Вы знали владыку Мефодия почти с самого начала его священнического служения. У него немецкая фамилия — Кульман, — но при этом он был русским.— Его отец был Danois, датчанин. У него была линия датская, он был Николай Карлович. Но в остальном владыка был очень-очень русский. Конечно, язык его был русский, мать его была (очень культурная) тоже русская, и вся семья была русская. И говорили только по-русски, конечно, по духу владыка очень-очень был русский. Он хотел как можно больше дать и прихожанам, и всем тем, с кем он встречался, любовь к России. В России владыка окончил только школу, и то не совсем — он закончил ее уже в Болгарии. А потом они переехали в Чехию, и там он поступил на Историко-филологический факультет.Когда он окончил факультет в Праге, он был уже близок к Церкви. Там был владыка Сергий , которому он прислуживал. Владыка Сергий Пражский имел большое влияние на Володю, тогда. И раз он нашел, когда занимался там, в библиотеке, такую желтую бумагу Патриарха Тихона, где Патриарх призывает русских покаяться и покаянием прийти обратно, и чтобы Господь помог, чтобы то, что делалось тогда в России, как-то прекратилось, что надо помочь Церкви. И вот это запало в его голову. И он решил: как я могу сидеть в кабинете, заниматься какими-то такими научными вещами, и в это же время знать, что моя Церковь нуждается в помощи? Тогда он решил поехать в Париж и поступить на Сергиевское подворье . Кроме того, это совпало со смертью его младшего брата Константина, который очень рано скончался. Это тоже, я думаю, на него как-то подействовало, что жизнь короткая, и что надо действовать сразу.Епископ Мефодий (Кульман)Владыка был из верующей семьи, но еще в России у него как раз с этим братом было такое разногласие. Брат считал, что коммунизм — это ужасно, а владыка считал, что все еще не так плохо у коммунистов. Но когда большевики ушли из какого-то города, он увидел, в каком виде оказалась тюрьма, куда были взяты разные люди, и увидел весь ужас, который сделали коммунисты. Тогда он понял, какие это звери. Константин был монархист, а этот на короткое время пошатнулся. Но потом это кончилось. И, конечно, владыка всегда был прямым.— В Париже будущий владыка поступил в Богословский институт, чтобы затем стать монахом и священником?— Да, он определенно хотел стать монахом. Главной его целью было послужить Церкви. Как Господь ему укажет, но послужить Церкви. Значит, он туда поступил, ходил, конечно, на все лекции. Это был очень-очень хороший момент для института, потому что все профессора, которые выехали из России, как раз в это время очутились на подворье: Карташов, Булгаков, конечно. Ну, все они, которые были великие. А владыку больше всего — он мне всегда это говорил, — то, что на подворье его больше всего трогало, — это богослужение. Там он раскрыл всю красоту, всю глубину православного богослужения. С помощью даровитого регента Михаила Михайловича Осоргина : не только вся Франция, но и вся православная Европа съезжалась туда на Страстную Неделю, чтобы участвовать в этих изумительных богослужениях… Во всяком случае, богослужение было у владыки на подворье на первом месте, то что больше всего его тронуло там. Когда его постригли в монашество, он еще не окончил курс, ему оставалось еще два года. Митрополит Евлогий его постриг, дал ему имя Мефодий, и вот очень хорошую проповедь сказал, что я дал тебе имя Мефодий, чтобы ты тоже носил по бревнышку для родины и для Церкви.— Кого влады
29 октября исполнилось 97 лет матушке Ольге (Слезкиной), игуменье Покровского монастыря в Бюсси (Франция), старейшей русской игуменье на сегодняшний день. Елена Ивановна Слезкина (будущая мать Ольга) родилась в Петербурге в дворянской семье в 1915 г. В 1920 г. ее семья покинула Россию и со временем поселилась во Франции. Так, фактически вся история Русского Зарубежья, по крайней мере церковного Русского Зарубежья во Франции прошла на глазах у матушки Ольги.
«Любящий молитвенник»: беседа с игуменьей Ольгой (Слезкиной) — Церковь — Татьянин День
Комментариев нет:
Отправить комментарий